«Нечто совершенно новое»: как стартап из Калифорнии строит развлекательную империю для поколения Z - Мобил Гуру
Бизнес

«Нечто совершенно новое»: как стартап из Калифорнии строит развлекательную империю для поколения Z


Молодой стриминговый сервис Caffeine завоевывает сердца молодого поколения, приглашая на роль стримеров звезд шоу-бизнеса и баскетбола. С платформой, в частности, сотрудничает знаменитый рэпер Дрейк.

Одни сделки заключаются на поле для гольфа. Условия других фиксируют на салфетке в баре. Но еще более оригинальными бывают обстоятельства бизнес-соглашений в Кремниевой долине — например, партнеры могут ударить по рукам во время матча «Голден Стейт Уорриорз». Именно на игре баскетбольной команды из Сан-Франциско венчурный инвестор Бен Хоровитц представил своему гостю — диджею, который работает с рэпером Дрейком, — идею нового стартапа Caffeine, который мечтает бросить вызов стриминговому гиганту Twitch.

Основатель Caffeine Бен Кейгран вспоминает, как ему неожиданно позвонил Хоровитц, ранний инвестор и член совета директоров проекта, и познакомил его с менеджером Дрейка. Это случилось в июне 2019-го. Знакомство привело к сделке, по условиям которой Дрейк заключил с Caffeine эксклюзивное соглашение о совместной работе над ежемесячными выпусками рэп-баттлов Ultimate Rap League. Первый баттл намечен на 29 февраля. «Все знают его имя», — гордится Кейгран новым партнером. Сделка с Дрейком, по словам предпринимателя, означает «живые трансляции на совершенно новом уровне».
Партнерство с многократным лауреатом «Грэмми» и одной из главных звезд мировой поп-музыки — историческое событие для молодого сервиса, который позволяет кому угодно — артистам, атлетам, киберспортсменам и простым пользователям — вести трансляции видеоигр или других мероприятий для поклонников, а те, в свою очередь, могут переписываться друг с другом и с самим стримером.

Бесплатный сервис был запущен в ноябре и, по оценкам аналитической фирмы Apptopia, уже собрал 1,6 млн скачиваний. Для сравнения, у лидера рынка — платформы Twitch, которая принадлежит Amazon, — более 40 млн скачиваний за прошлый год. Однако Twitch плотно ассоциируется со стримингом видеоигр. Caffeine же хочет пойти дальше и проводить также трансляции спортивных турниров, концертов и, конечно, рэп-баттлов.

«Я думаю о подростках, которые хотят посмотреть не только [трансляцию видеоигры] Fortnite, но и [музыкальный фестиваль] Coachella, и рэп-баттлы, и [турнир экстремальных видов спорта] X-Games, — объясняет 37-летний Кейгран, в прошлом топ-менеджер Apple. — Многие люди хотели бы заняться стримингом, но геймерская платформа вроде Twitch им не совсем подходит».

Образ будущего индустрии развлечений, которое предприниматель называет «социальными трансляциями», в январе 2018-го привлек $46 млн от фондов из Кремниевой долины Andreessen Horowitz и Greylock Partners, а также звезд-инвесторов Эштона Катчера и Кевина Дюранта.

Гендиректор Fox Лаклан Мердок тоже был заинтригован проектом и вложил в Caffeine $100 млн при оценке $500 млн через 21st Century Fox. После Кейгран и Мердок основали совместное предприятие Caffeine Studios, чтобы проводить трансляции спорта, киберспорта и живых шоу из студии Fox в Лос-Анджелесе. «Крупные медиакомпании перестраховываются», — разъясняет интерес Fox Дуг Перлман, консультант спортивных медиа.

Рэпер Дрейк – хэдлайнер звездной стратегии Caffeine

В детстве, проведенном в австралийском Сиднее, Кейгран был полон грандиозных фантазий. Он мечтал построить самый быстрый в мире карт или открыть отель на орбите Земли. В 10 мальчик освоил язык программирования C++ и создал The Zone, онлайн-доску объявлений для геймеров, которая привлекла столько пользователей, что родителям пришлось заставить сына закрыть проект. В колледже юный предприниматель проучился всего шесть месяцев — ушел, чтобы основать свой первый стартап, мобильный мессенджер Bluepulse, а позднее переехал в Сан-Франциско.

Топ-менеджеры Yahoo, с которыми он познакомился в Австралии через друга семьи, помогли проложить дорогу в Долине, добыв для Кейграна приглашение на ужин в престижном районе Вудсайд с сооснователем LinkedIn Ридом Хоффманом и бывшим CEO Mozilla Джоном Лилли. Второй проект Кейграна, поисковая b2b-платформа Chomp, при поддержке влиятельных партнеров быстро стал популярным и добился сделки с Verizon, чтобы быть предустановленным на телефонах Android. Однако технологию ради внедрения в собственную экосистему перехватила Apple: корпорация в 2012 году выложила за стартап $50 млн.

Chomp стал частью iTunes в App Store, а Кейгран возглавил команду дизайнеров, работавшую над моделью приставки Apple TV, которую начали поставлять покупателям в 2015 году. Но он всегда хотел вернуться в мир стартапов. «Ты мечтатель, — вспоминает он слова своего деда, который был главным наставником для внука. — Продолжай мечтать». Кейгран покинул Apple в 2016-м, чтобы основать Caffeine.

Воскресным вечером в октябре 2019-го Кейгран заехал в студию Fox Lot в Лос-Анджелесе, где когда-то пела Ширли Темпл, чтобы посмотреть трансляцию Caffeine от рэпера Offset. Участник хип-хоп-трио Migos заключил предпринимателя в объятия, а потом начал готовиться к стриму, во время которого он играл в шутер Call of Duty: Modern Warfare.

«Я буду говорить с поклонниками напрямую, — констатировал Offset, одетый в брюки милитари и такой же защитный жилет. — Я буду не просто играть. Я буду со всеми общаться».

Кейгран рассчитывает, что харизма Offset, Дрейка и спортсменов, в том числе одного из самых многообещающих новичков НБА ЛаМело Болла (который в свободное от баскетбола время собирает толпы, играя в Fortnite на Caffeine) позволит выделиться на перенасыщенном рынке.

Стартап из калифорнийского городка Редвуд-Сити не зарабатывает на рекламе. Вместо этого он выпускает собственную внутреннюю валюту под названием Caffeine Gold. Пользователи приобретают эти монеты, чтобы покупать виртуальные предметы (снежный шар стоит 5 монет, или 50 центов, единорог — 150 монет, или $15), которые посылают стримеру в подарок — а стример и Caffeine делят прибыль от этих трат. Крупным игрокам вроде Дрейка и Offset гарантированы выгодные условия сотрудничества.

Виртуальные подарки хорошо продаются. Например, китайское стриминговое приложение DouYu получает от таких продуктов большую часть выручки (а это $261 млн только за последний квартал!). «Вот где делаются деньги», — говорит Кейгран. По оценкам Forbes, Caffeine, вероятно, заработает $1-2 млн за первый год работы.

В выходные во время Супербоула принимающий футбольной команды «Питтсбург Стилерс» Джуджу Смит-Стилерс отправился в Саут-бич во Флориде, чтобы провести турнир по видеоиграм JuJu Bowl на Caffeine. Он и другие профессиональные атлеты соревновались перед живой аудиторией в студии с символикой Fox, а онлайн-зрители поддерживали своих фаворитов в диалоговых окнах, которые появлялись под трансляцией на сайте.

Такого взаимодействия фанаты раньше могли добиться, только толкаясь в очереди за автографом перед началом тренировки, но никогда — находясь по ту сторону экрана. Поколение Z могло бы проявить гораздо больше интереса к матчам Национальной футбольной лиги (НФЛ) или Главной лиги бейсбола, если бы игру комментировал их друг или известный блогер, а не ветеран Fox Sports Джо Бак. Главная трудность для Caffeine — привлечь достаточно внушительную аудиторию и убедить профессиональные спортивные лиги предоставлять Fox премиум-контент.

«В этом лежит невероятная возможность для нас, — рассуждает Кейгран. — Вместе с Fox, НФЛ и другими партнерами мы должны работать над тем, чтобы предоставлять вам интерактивные развлечения прямо внутри гаджетов».

Кейгран не единственный, кто видит эту возможность. Прошлой осенью Twitch объявил о ребрендинге с целью выйти за пределы Fortnite и заключил сделки со спортивными лигами, в том числе с НБА и НФЛ.

Twitch — непростой соперник. По мнению одного аналитика, опрошенного Forbes, лучшее, на что может надеяться Caffeine, — это поглощение. «Caffeine поздно вышел на рынок, а это значит, что… у них мало денег и они опоздали», — соглашается Джуст ван Дрейнен, глава отдела исследований индустрии игр SuperData при Nielsen.

Кейгран считает иначе. Нынешний набор программ Caffeine, где преобладают киберспорт и соревнования по экстремальным видам спорта, должен открыть дорогу к более масштабным трансляциям концертных туров, живых выступлений или профессиональных спортивных соревнований. Кроме того, стартап производит собственный оригинальный контент, как, например, настольная ролевая онлайн-игра The Dungeon Run, в которой пять игроков проходят игру Dungeons and Dragons из студии в Бербанке.

«Слушайте, мы понимаем, что такое Twitch, — заключает Кейгран. — Но хотим создать нечто совершенно новое».

Перевод Натальи Балабанцевой

«Нечто совершенно новое»: как стартап из Калифорнии строит развлекательную империю для поколения Z

0 коммент.:

Отправить комментарий